Обычная червячная кран-букса (ее еще называют вентильной головкой или гранбуксой) - слабое звено вентильного смесителя вне зависимости настенный это смеситель или врезной (или как их еще называют - встраиваемый, консольный или смеситель елочка). До 70% поломок вентильных смесителей связано с неправильной работой кран-буксы. Кранбукса работает в тяжелых условиях, как говорится, постоянно в воде, тут у кого хочешь нервы не выдержат. Впрочем у кран-буксы нет нервов, а есть подвижные части и сопряжения, которые для нормальной работы нуждаются в смазке.

Если Вы купили новый вентильный смеситель с обычными (не керамическими) кран-буксами за 50-150$, то разбирать такой смеситель, чтобы смазать кран-буксы, как правило нет необходимости. В таких смесителях гранбуксы уже смазаны (или, говоря по-научному, сальники набиты) хорошей, несмываемой водой, смазкой, которая прослужит 10-20 лет. А вот в дешевых смесителях ценой 10-30$ смазки может и не быть, или смазки может быть недостаточно. Да и старые советские смесители неплохо проверить на наличие смазки.

Если кран-буксы не смазаны, то это приводит к увеличению усилий необходимых для открывания-закрывания воды (иногда можно даже услышать характерный скрип), а это в свою очередь приводит к быстрому износу головки поворотного штока кран-буксы, кроме того из-под рукоятки в открытом состоянии может течь вода. Хорошо если это старый вентильный смеситель советского типа с четырехгранной головкой штока под ручку, в таких смесителях скорее ручка треснет, чем испортится головка штока. А вот в современных кран-буксах с головкой в виде 16 конечной звезочки эта самая звездочка слизывается при отсутствии смазки за полгода-год.

червячная кран-букса (новые модели)Чтобы смазать кран-буксу, ее нужно сначала открутить.Смазка кранбуксы советских моделей После того как гранбукса снята, нужно поместить кран-буксу над какой-либо поверхностью, столом или стулом, чтобы запорный клапан далеко не укатился. Потом одной рукой держать корпус кран-буксы за гайку, а второй вращать поворотный шток, пока запорный клапан полностью не выкрутится. Если руками не получается, то можно использовать гаечный или разводной ключ и плоскогубцы. В отверстие (на левой фотографии внизу) выкрученного запорного клапана нужно набить смазку.

Для смазки кранбукс старых советских моделей кранбуксу можно не выкручивать. Достаточно, используя газовый и гаечный ключи, выкрутить гайку (на правой фотографии обозначена красным цветом) и набить сальник смазкой.

Раньше сантехники для смазки кран-букс использовали солидол из-за его доступности, дешевизны и относительной надежности, сейчас рынок смазок разросся до невоероятных размеров, но все равно это, как правило, автомобильные смазки. Никакой особенной смазки, я порекомендовать не могу, если Вам не нравится солидол, можете купить любую водостойкую смазку в ближайшем автомагазине, например Литол-24, Литол-24М, ШРУС-4М или Литин-2. Правда, еще можно попробовать силиконовую смазку, такая сейчас используется для смазки керамических кранбукс и картриджей, но купить ее сложнее, чем автомобильную.

После набивки смазки кран-букса собирается, излишки смазки удаляются ветошью, кран-букса вкручивается в смеситель и обычно служит верой и правдой много лет, конечно если не испортятся резиновые прокладки на запорном клапане.

© 2011-2013 Ремонт и обслуживание смесителей | Programming V.Lasto | Designer S.Gordi | Memory consumption: 1 Mb